Заключение

г. Энгельс                                                        08 июля 2019 года

Экспертно-аналнтическое мероприятие «Эффективность реализации муниципальных программ Новопушкинского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области» (далее - Новопушкинское МО) проведена в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Энгельсского муниципального района (далее - Контрольно-счетная палата) на 2019 год.

Проверяемый период составил: с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.

Объект мероприятия: муниципальные программы Новопушкинского МО.

Вопросы мероприятия: соответствие реализации муниципальных программ Новопушкинского МО нормам законов и иных нормативных правовых актов, эффективность реализации.

Перечень документов, представленных с муниципальными программами: порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ, утвержденный постановлением администрации Новопушкинского МО от 14.04.2014 №64 (с изменениями) (далее - Порядок), копии отчетов о выполнении муниципальных программ, копии отчетов о реализации муниципальных программ, копии документов по оценке эффективности реализации муниципальных программ и другие документы в соответствии с запросом Контрольно-счетной палаты.

В ходе проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

Администрацией Новопушкинского МО (далее - Администрация) осуществлены оценки эффективности реализации муниципальных программ, результаты которых не характеризуют достигнутые результаты (результатом не является объем услуг или финансирования). В нарушение п.3.2. Порядка, в муниципальных программах отсутствуют количественные значения целевых показателей (индикаторов). Таким образом, в 2018 году оценки эффективности реализации муниципальных программ на сумму 10 823 777,90 руб. даны без подтверждения количественно выраженных характеристик достижения целей или решения задач программ (индикаторов в абсолютных и относительных показателях). Кроме того, следует отметить, что цели муниципальных программ не соответствуют целям социально-экономического развития Энгельсского муниципального района. Например, оценка эффективности реализации муниципальной программы «О дорожной деятельности на территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы» (утв. постановлением Администрации от 27.12.2017 №339) произведена только на основании фактического объема финансирования. Оценка данной программы проведена без анализа доли протяженности автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог, то есть без показателя, отражающего развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования. Кроме того, в оценке эффективности реализации муниципальных программ указано о том, к чему приведет реализация программы, а не о том, к чему привела (например, в оценке эффективности реализации муниципальной программы «Комплексное благоустройство территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы», что обустройством детских площадок будет достигнута цель развития благоустройства Новопушкинского МО).

В нарушение п. 1.4. Порядка Администрацией не обеспечено информирование населения о ходе реализации муниципальных программ.

Порядком не предусмотрено проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ.

Следует отметить, что в утвержденном Порядке наименования муниципальных программ не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в БК РФ - «муниципальные программы и ведомственные целевые программы», в Порядке - «муниципальные целевые программы»).

Кроме того, в Контрольно-счетную палату не направлены проекты муниципальных программ, в связи с чем, муниципальные программы утверждены при отсутствии заключений Контрольно-счетной палаты (в соответствии с БК РФ Контрольно-счетная палата осуществляет экспертизу муниципальных программ).

Паспорта муниципальных программ не соответствуют Паспорту, утвержденному Порядком (например, паспорт муниципальной программы «О дорожной деятельности на территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы»).

В 2018 году осуществлено финансирование 2 из 4 утвержденных муниципальных программ в размере 10 823 777,90 руб. (в том числе межбюджетные трансферты в сумме 9 243 469,35 руб. (85,4%) в рамках муниципальных программ «О дорожной деятельности на территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы», «Комплексное благоустройство территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы»). Не осуществлена реализация муниципальных программ «Повышение безопасности дорожного движения на территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020», «Формирование современной городской среды Новопушкинского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2018-2022 годы».

Необходимо отметить, что в течение 2018 года внесены изменения в объемы финансирования муниципальных программ, предусмотренные по состоянию на 01.01.2018 года, в Паспортах муниципальных программ и в решениях о бюджете уменьшение составило 2 765 018,86 руб. или 19,6% (на 01.01.2018 - 14 093 300,00 руб.), в том числе в разрезе программ:

МП «О дорожной деятельности на территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы» увеличилось на 874 000,00 руб. или на 19,8%;

МП «Повышение безопасности дорожного движения на территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы» уменьшилось на 28 900,00 руб. или на 100,0%;

МП «Комплексное благоустройство территории Новопушкинского муниципального образования на 2018-2020 годы» уменьшилось на 3 053 518,86 руб. или на 33,6%;

МП «Формирование современной городской среды Новопушкинского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2018-2022 годы» уменьшилось на 556 600,00 руб. или на 100,0%.

Таким образом, отсутствие в муниципальных программах целевых индикаторов в абсолютных и относительных показателях не позволяет должным образом оценивать эффективность реализации муниципальных программ Новопушкинского МО. В условиях дефицита ресурсов важно оценить предельный эффект бюджетной единицы, потраченной на каждую конкретную муниципальную программу.

Основная цель развития муниципального образования это вложение бюджетных средств в человеческий и инфраструктурный капитал. В качестве основной управленческой технологии этих мероприятий должен быть программный подход с интеграцией нацпроектов. При формировании бюджета необходимо в приоритетном порядке предусмотреть финансирование национальных и приоритетных проектов (участвовать как можно в большем количестве национальных проектов). Участие в федеральных и региональных программах позволит привлечь в Новопушкинское МО дополнительные финансовые ресурсы и окажет воздействие на развитие всех сфер экономики, решение демографических и социальных задач. Следует отметить, что в 2018 году в бюджете Новопушкинского МО отсутствуют федеральные и региональные средства на реализацию муниципальных программ.

На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата рекомендует:

  1. Направлять проекты муниципальных программ в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы.
  2. Устанавливать целевые индикаторы программ, которые позволят оценить эффективность реализации программ.
  3. Привести порядок разработки, формирования и реализации муниципальныхпрограмм в соответствие с БК РФ.
 

Заместитель председателя Контрольно-счетной

палаты Энгельсского муниципального района

P. X. Забиров