Мы продолжаем публиковать в рубрике «Мы память бережно храним» рассказы, воспоминания, сочинения о героических предках, сражавшихся на полях войны 1941-1945 годов.


Сегодня в рубрике рассказ об участнике Великой Отечественной войны, уроженце Покровска-Энгельса Алексее Николаевиче Бугаенко.
Бугаенко Алексей Николаевич родился в 1926 году. В декабре 1943 года призван в армию. По окончании учебы в учебно-стрелковом полку в августе 1944 года направлен на I Белорусский фронт, воевал в должности заместителя начальника стрелкового отделения. В 1945 году окончил Саратовскую танковую школу. Служил в Германии, демобилизован в мае 1950 года, с сентября этого года - художник Энгельсского Дома офицеров.
С 1975 года - художник Энгельсского почтамта. Многие годы Бугаенко-внештатный фотокорреспондент газет «Коммунист», «Сельский вестник», «Наше слово - газета для всех и для каждого», активно сотрудничал с горсоветом РОСТО и Энгельсским городским Советом ветеранов войны и труда.
Предлагаем вниманию посетителей сайта авторский материал члена Союза журналистов России Геннадия Шаповалова, рассказывающий о фронтовике. Рассказ публикован во второй книге местных авторов «Весна Победы», вышедшей в свет в 2005 году.
«Стояла прекрасная пора, когда весна встречается с летом. Уже отбушевала садах яблоневая метель, из палисадников растекался аромат сирени... Это восхитительное время расцвета природы и то, что близилась пора каникул после окончания седьмого класса, а впереди раскрывалась широкая дорога жизни, наполняло Алексея Бугаенко оптимизмом, сознанием значимости своего «я». Ни он, ни тысячи других граждан нашей страны не предполагали, что их мечты будут порушены буквально через три недели. Шёл июнь 41-го…
О дальнейшей учёбе нечего было и думать. Военное время не оставило Алексею выбора. Семья имела весьма скромный достаток, и надо было озаботиться тем, чтобы в доме не замаячил призрак голода. Но на мельнице, куда он пришёл устраиваться, в работе отказали - годами не вышел. Мать, как многие соседки, держала коз. Раньше забота о кормах для скотины лежала на отце, как, впрочем, и другие мужские дела по дому. Но с началом войны отец, занятый работой в депо станции Покровск, сказал: «Бери, сынок, хозяйские заботы в свои руки». Что ж, надо так надо.
В феврале 42-го, самого жуткого военного года, Алексею стукнуло 16. На-конец-то его приняли вальцовщиком на мельницу. Не в зарплате, конечно, искали здесь рабочие счастье. Иной раз в качестве премии им выдавали килограмм-другой муки. Вот это действительно было счастье.
- Я не питал иллюзий относительно своей судьбы, - говорит Алексей Николаевич. - Знал, что рано или поздно придётся идти на фронт. Так оно и случилось.
В конце 43-го его призвали на воинскую службу. Алексей по тем временам считался грамотным и потому был направлен в школу младших командиров в Марийскую АССР. Не без иронии вспоминает Алексей Николаевич место своей военной учёбы. Школа располагалась в бывшей тюрьме. Казарма - большая землянка на сотню человек. Питание двухразовое, Перед обедом в обязательном порядке полагалось принять по двести граммов хвойной настойки - в пайке витаминов было не густо. Но цинги ни у кого не было.
В душе каждый мечтал попасть в действующие части.
-На кого же учили? - спрашиваю у Бугаенко.
-Выпускали сержантами, командирами расчётов противотанкового ружья.
Бугаенко проучился на истребителя танков восемь месяцев. И после этого его не сразу отправили в огненную мясорубку.
-Нас ещё пару недель учили не бояться «хищников», - продолжал Алексей Николаевич. - Заставляли окапываться, как положено, и пускали на нас танк. Наш, конечно. Стреляли по нему не бронебойным, а обычным винтовочным патроном через вставной ствол. Пропускали танк через себя - и учебной гранатой по моторному отсеку.
Но вместо истребителя танков Бугаенко неожиданно сам стал танкистом. После кровопролитных танковых боёв под Курском, Орлом и далее бронечастям надо было сильно укрепиться. Набирали пополнение в действующих частях. Так Алексей стал курсантом Саратовской танковой школы, расквартированной у полустанка Разбойщина.
Бои шли уже в Германии, в Берлине, а они грызли гранит науки и торопили педагогов - учите быстрее, а то не успеем повоевать. Те успокаивали - ещё навоюетесь... Уже тогда поговаривали, что после победы над Гитлером будет война с Японией.
После выпуска танкистов направили в Нижний Тагил - получать новые «тридцатьчетверки». Одно показалось странным - вместе с танками выдали «буржуйки», хотя весна была в разгаре. А перед погрузкой стали разводить: экипаж налево - экипаж направо. Одни на восток, другие - на запад. У вторых - и у Бугаенко в том числе - «буржуйки» отобрали. Дорога вышла дальняя - через всю страну, через Польшу.
-Вот так, без единого выстрела, я «занял» Германию, где и прослужил до 1950 года командиром танка.
Правда, на этом служба у Алексея Николаевича не закончилась. Уволился в запас» он лишь в мае 1975-го, отдав воинской службе 27 лет...
Из любопытства посмотрел трудовую книжку Бугаенко. По сути, в ней лишь одна запись, сделанная 21 июля 1975 года: «Принят на работу в Энгельсский РУС» (почтамт). Кого бы из почтовиков ни спросил - оценка единодушная: добросовестный, безотказный работник, добрый, порядочный человек.
Постоянные читатели энгельсских газет частенько могли встречать фамилию Бугаенко под фотоиллюстрациями в местной прессе. Фотографией он увлекается давно и серьёзно, и огромное количество его снимков опубликовано в городской газете «Наше слово».

Фотографии с сайта «Волга фото»

1365828751 2 1366366860 mg 1300