Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные 61-й годовщине первого полета человека в космос очерки, рассказы, воспоминания, краеведческие материалы, касающиеся освоения космоса человеком.

Статья «Юрий Гагарин рассказывает», опубликованная в энгельсской газете «Коммунист» 16 апреля 1961 года.

Материал вошел в сборник в «Космическая эстафета», изданный в Энгельсе в год 50-летия полета человека в космос.
«Первый в истории космонавт Юрий Гагарин в беседе с корреспондентами рассказал о себе и о своём полёте в космическое пространство 12 апреля 1961 года.
Гагарин сказал: «Я хотел стать космонавтом. Желание лететь в космос - это было моё личное желание. Когда мне доверили это, я стал готовиться к полету. И, как видите, моё желание исполнилось».
Рассказывая о своих мыслях во время полёта, Юрий Гагарин заявил: Все мои мысли и чувства были направлены на выполнение программы полёта. Я хотел выполнить все пункты задания и как можно лучше. Работы было много. Весь полёт - это работа.
Юрий Гагарин подчеркнул, что никакого чувства одиночества в космосе он не испытывал. Я хорошо знал, сказал он, что друзья, весь советский народ следят сейчас за моим космическим полётом. Я был уверен, что партия и правительство всегда готовы помочь мне, если я окажусь в сложном положении.
Делясь впечатлениями о том, как выглядят с высоты дневная и ночная сторона Земли, Солнце, Луна, звёзды, Юрий Гагарин рассказал:
Дневная сторона Земли видна очень хорошо, хорошо различимы берега континентов, острова, крупные реки, большие водоёмы, складки местности. Когда он пролетал над советской территорией, то отчётливо видел большие квадраты колхозных полей. Можно было понять, где пашня, где луг».
Гагарин продолжал: «Раньше мне приходилось подниматься на высоту не более 15 тысяч метров. С корабля-спутника видно, конечно, хуже, чем с самолёта, но всё-таки очень и очень хорошо. Во время полёта, сказал Юрий Гагарин, мне довелось впервые собственными глазами увидеть шарообразную форму Земли. Такой она кажется, когда смотришь на горизонт.
Надо сказать, продолжал он, что картина горизонта очень своеобразна и очень красива. Можно видеть необыкновенный по красочности переход от светлой поверхности Земли к совершенно чёрному небу, на котором видны звёзды. Переход этот очень тоненький, как бы плёнка-поясок, окружающая земной шар. Она нежно-голубого цвета. И вот весь этот переход от голубого к чёрному происходит необыкновенно плавно и красиво. Даже трудно передать это словами. А когда я выходил из земной тени, то горизонт представлялся иным. На нём была ярко-оранжевая полоска, которая затем переходила опять в голубой цвет и снова в густо-чёрный.
Луны я не видел, продолжал Юрий Гагарин. Солнце в космосе светит в несколько десятков раз ярче, чем у нас на Земле. Звёзды видны очень хорошо: они яркие, чёткие. Вся картина небосвода значительнее контрастнее, чем мы видим её с нашей Земли.
Первый советский космонавт рассказал, что, когда появилась невесомость, он чувствовал себя превосходно. Всё стало легче делать, это понятно, отметил Гагарин. Ноги, руки ничего не весят, предметы плавают по кабине. И сам я не сидел в кресле, как до этого, а висел в воздухе. Во время состояния невесомости я ел и пил, и всё происходило так же, как у нас на Земле.
Я и работал в этом же состоянии, писал, записывал свои наблюдения. Почерк тот же самый, хотя рука и ничего не весит. Только блокнот надо держать, а то он уплывёт из-под рук. Работал на связи по разным каналам, пользовался телеграфным ключом.
Как я убедился, подчеркнул Гагарин, на работоспособности невесомость никак не сказывается. Переход от невесомости к гравитации, к появлению силы тяготения, происходит плавно. Руки и ноги чувствуют себя по-прежнему, так же как и при невесомости, только стали весить. И сам я уже перестал висеть над креслом, а сел в него».
Юрий Гагарин сообщил, что, когда запустили первый советский спутник, он кончал Оренбургское лётное училище. В этот день мы пришли с занятий - летали на самолётах «МиГ». Меня, как и моих товарищей, охватило чувство гордости за большой успех советской науки и техники. Ясно было, что недалёк тот день, когда в космос полетит человек. И всё же мне думалось, что это будет не так скоро - лет через десять. А на деле и четырёх лет не прошло. Конечно, и мне тогда хотелось отправиться в космос, но я никак не надеялся, что именно мне доведётся первому подняться на космическом корабле-спутнике.
Первый советский космонавт сказал, что во все годы своей учёбы он увлекался двумя предметами - физикой и математикой. Он окончил шесть классов Гжатской средней школы, а потом учился в Люберецком ремесленном училище, а затем в индустриальном техникуме в Саратове.
Имя Константина Циолковского он услышал впервые ещё в школе. Когда я учился в техникуме и училище, продолжал Гагарин, это имя для всех нас было дорого, мы изучали его труды. Могу сказать, что в своей книге «Вне Земли» Циолковский очень ясно предвидел всё то, что мне пришлось самому увидеть во время полёта. Циолковский, как никто другой, ясно представлял себе мир, который открывается человеку, поднявшемуся в космос.
Перед посадкой в космический корабль, продолжал майор Гагарин, я чувствовал большое удовлетворение. Я был счастлив и горд, что этот космический полёт доведётся провести мне. И вместе с тем меня наполняло чувство большой ответственности за полёт в космос, где много неизвестного, чувство гордости за наш народ, который сумел создать столь мощные корабли, способные поднять человека в космическое пространство.
Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть, что находится под её облаками, увидеть Марс и самому убедиться в том, есть ли на нём каналы. Луна - не такой уж далёкий наш сосед. Я думаю, не так долго нам придётся ждать, чтобы лететь к Луне и на Луну.
Майор Гагарин отметил, что в корабле-спутнике он мог бы находиться значительно дольше. Но продолжительность полёта была заранее определена программой. Работалось в корабле хорошо, самочувствие и настроение были отличными. Он был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает...».
Юрий Гагарин назвал своим любимым занятием лётное дело. До сих пор, сказал он, я летал в самолётах, а этот полёт в космос мне очень и очень понравился.
Он подчеркнул, что трудно сравнивать его первый полёт на самолёте с тем полётом, который закончился в среду. Один полёт - на крылатой машине, другой - на бескрылой. Первая летела со скоростью 150 километров в час, вторая - 28 тысяч километров в час. У первой - высота полторы тысячи метров, а у другой - 300 километров.
Когда вернулся на Землю, сказал Юрий Гагарин, то обрадовался. Меня тепло встретили наши, советские люди. До слёз тронула телеграмма Никиты Сергеевича Хрущёва. Тронула его забота, внимание, теплота. Самую большую радость я испытал, когда говорил по телефону с Н.С. Хрущёвым и Л.И. Брежневым. Сердечная благодарность, сыновнее «спасибо» Никите Сергеевичу за заботу, которую он проявил ко мне.
Касаясь намерений США запустить человека в космос, Юрий Гагарин сказал, что мы будем рады успехам американских космонавтов, когда они полетят. В космосе места хватит для всех, заметил он.
Наша партия и правительство ставят вопрос о мирном использовании космоса, о мирном соревновании. Эта арена должна быть использована не для военных целей, а - для мирных. Американским космонавтам придётся догонять нас. Их успехи мы будем приветствовать, но постараемся всегда быть первыми.
Самым значительным в своей жизни до полёта в космос событием он назвал вступление летом прошлого года в Коммунистическую партию Советского Союза. Это было самым большим и самым ярким событием в моей жизни до того, когда я совершил этот полёт в космос, заявил Гагарин и добавил, что свой полёт он посвящает коммунистической партии, Советскому правительству, XXII съезду партии, всему народу, который идёт впереди человечества и строит новое общество.
Делясь мыслями о любимых литературных героях и любимых писателях, первый космонавт сказал:
Любимых писателей у меня много. Это и советские писатели и классики. Очень люблю читать Чехова, Толстого, Пушкина, Полевого. Мой самый яркий литературный, полюбившийся с детства, - это герой книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Я очень жалею, что мне никогда в жизни не доводилось встречаться с Маресьевым.
Читал я и Жюля Верна. Пишет он, конечно, интересно, но, как видим, в жизни получилось не так, как в его фантазии. Хороший роман «Туманность Андромеды». Он мне понравился. Но с моих позиций человека, повидавшего космос, гам описано не всё реально. И всё же это книга полезная.
Юрий Гагарин отметил, что он любит заниматься спортом. Больше всего, сказал он, играю в баскетбол. Кроме того, люблю ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в бадминтон. Это хорошая игра, она даёт основательную нагрузку.
Лётчик сказал, что он читал письма людей с просьбой послать их в космос, пришедшие после запуска первого спутника. Все они написаны от чистого сердца, от чистой души. Я, конечно, сожалею, что им не удалось совершить полёт. Но уверен, что будет время, когда в путешествие вокруг Земли будут отправляться по путёвкам профессиональных союзов, заметил он.
Первый пилот-космонавт передал своим родным и близким привет и самые горячие пожелания больших успехов в труде и жизни».