Мы продолжаем публиковать в рубрике «Мы память бережно храним» рассказы, воспоминания, сочинения о героических предках, сражавшихся на полях войны 1941-1945 годов.

Сегодня в рубрике – воспоминания об участнике Великой Отечественной войны Иване Ивановиче Новикове.
Предлагаем внимаю посетителей сайта подготовленную краеведом Николаем Мамоновым публикацию «Я жить буду!» с фрагментами фронтовых писем Ивана Новикова. Материал опубликован во второй книге «Весна Победы», вышедшей в свет в 2005 году.
«Он погиб в бою 20 января 1943 года в 38 лет. Ушла в Квасниковку из-под Сталинграда похоронка. А в Квасниковке у начальника политотдела 134-й стрелковой дивизии, майора Ивана Новикова - семья: жена Маша и три дочери. Он родился в 1905 году. Жил с семьей в городе Энгельсе. В 1939 году был направлен на партийную работу в Терновский район, в село Квасниковку. Избирался депутатом, принимал участие в работе 23-й областной конференции ВКП(б) немцев Поволжья. В январе 1941 года руководство Немреспублики направило его на Ленинские курсы в Москву.
Остались письма - пожелтевшие листы из школьных тетрадей. Главной хранительницей семейных реликвий сейчас является его дочь Тамара Ивановна, которая поныне живёт в родительском доме в Квасниковке. Вот некоторые из этих писем.
22 июня 1941 года.
Сегодня ты, Маша, слушала речь тов. Молотова, в которой он сообщал о нападении на нас германских фашистов. По этому поводу у нас был митинг. Очевидно, и у вас тоже. Молотов привёл в пример поход Наполеона в 1812 году, когда он хотел покорить Россию, и что получилось. Из 500 тысяч человек едва осталось 25-30 тысяч. Наш народ любит свою Родину, готов жизнь за неё отдать и отдаст. Маня, не беспокойся за меня. Когда мне нужно будет выступить с оружием в руках, с честью выполню эту задачу. Я думаю, что ты также со мной будешь защищать нашу Родину во имя наших детей.
13 июля 1941 года.
Здравствуй, Маня и детки Женя, Тома и Люда. Шлю вам свой сердечный привет и крепко-крепко от всей души целую. Где буду находиться в августе, неизвестно - ясно одно, что я призван в ряды Красной Армии, а отсюда делай свой вывод. Я буду помогать, если будет возможно. Маня, обо мне не беспокойся, я здоров. А что дальше будет впереди, не известно. Я обязан защищать Родину от фашистской сволочи. Буду её защищать так, чтобы не дать возможности закабалить своих детей. Победа будет за нами. Наше дело правое. Врага мы разобьём. Маня, я писал тебе - надо крепить тыл. Это значит, не покладая рук надо работать. Если ты не работаешь в Кантцентре, иди работай в Квасниковский колхоз. В остальном могу посоветовать: смотри, тебе виднее. Пока всё, передай привет товарищам. Целую тебя и дочек. Жду от вас письма.
17 июля 1941 года.
Маня, письмо твоё, адресованное по новому адресу, получил, а ответ задержал на два дня. За пожелание здоровья я тебя благодарю, благодарю и за то, что ты желаешь поехать на фронт защищать любимую Родину. В ответ на твоё письмо шлю свой красноармейский, большевистский привет. Крепко-крепко целую вас всех. Желаю вам здоровья и счастья. Теперь отвечаю на твои вопросы. На фронт попадём неизвестно когда, может, завтра, в день чтения настоящего письма. Товарищи почти ежедневно уезжают в части. Когда мы разобьём проклятого фашиста, тогда видно будет, как жить дальше. Жив я буду! Пуля меня не возьмёт, а в плен я не сдамся, на то я - большевик. Плохо, что ты до сих пор не работаешь. Иди в колхоз. Учти - зима недалеко, а тебе надо будет дров, хлеба... Тебе хочется со мной на фронт, но это невозможно. Ведь женщины, как правило, служат в лазаретах. Если желаешь пойти добровольцем, подай заявление в военкомат. Там знают, куда направить, или записывайся в народное ополчение. Я жив, здоров, готовлю себя к боям. Целую всех. Любящий супруг (друг жизни) и папа.
23 августа 1941 года.
Здравствуй, Маня и дочки. Шлю вам свой сердечный привет. Маня, я жив-здоров. Маня, хотелось бы знать, где ты, как и кем работаешь. Я письма от тебя не получал с 27 июля. Оно и понятно: ты не знала адреса. Теперь тебе мой адрес известен. Пиши, как живёшь, как друзья. Увидимся не скоро, буду драться, пока не разгромим фашистскую сволочь. Целую, любящий вас папа и друг Новиков.
10 марта 1942 года.
Маня, письмо твоё я получил сегодня. Я доволен частью письма, что вы живы-здоровы и этого мне желаете. Спасибо. Я жив и здоров. Вчера был в одном подразделении, где шёл сильный бой. Дрались мы с 10 танками и пехотой. Дали им по заслугам. Многие фрицы остались в снегу. Мне пришлось руководить одной небольшой группой бойцов. Должен сказать - народ наш дерётся героически, с ним можно любое препятствие преодолеть. Вместе со мной был и инструктор-пропагандист. Славный товарищ. Погиб честно. Я отомстил за него: уложил двух фрицев. Маня, ты спрашиваешь, кем я работаю? Я писал - начальником политотдела, батальонным комиссаром. До свидания. Жму руку и целую вас.
8 июля 1942 года.
Здравствуй, Маня и детки. Крепко жму руки и шлю воздушный поцелуй. От души желаю быть здоровыми и бодрыми. Маня, письмо твоё получил, которое ты написала 20 июня, и посылку с воротничком тоже. Ты пишешь, когда я с вами встречусь? Это будет не скоро, имея в виду, что я не рядовой. Когда партия прикажет, тогда и уйду с фронта. Что касается гитлеровской банды, то она будет в скором времени разбита, несмотря на то, что они имеют некоторый успех. Погода у нас установилась хорошая. Урожай здесь хороший. Как вы готовитесь к уборке? Что касается приобретения домашней обстановки, смотри сама - тебе виднее. Из письма, Маша, видно, что я жив и здоров. Остаюсь любящий Ваня и папа. И.И. Новиков.
12 июля 1942 года.
Здравствуй, Маня и детки. Крепко вас всех целую. Маня, письмо твоё получил, в котором ты писала о козах, что они мало молока дают. О трудной жизни в тылах мне известно, так что я представляю, как ты живёшь. Лучше пережить временные трудности, чем попасть в немецкую кабалу. Я, как ты видишь из письма и фотокарточки, жив-здоров. Конечно, ты читаешь газеты и видишь, что враг кое-где имеет успехи, но они ему дорого достаются. Скоро врагу будет конец. Так что Октябрьский праздник или Новый год будем встречать без войны, мы все горим желанием скорее победить. Ну, пока. Остаюсь любящий вас Ваня и папа.
11 ноября 1942 года.
Ночь. Горит наша коптилка. Просматриваю газеты за 8-9 октября. Как полон наш народ решимости разгромить ненавистного врага. Так хочется зубами грызть немецкой орде горло за то, что посягнули на нашу счастливую жизнь. Маша, я письмо твоё получил на праздник, который мы провели в условиях второго года войны. Провели в обстановке военной, в такой, какой от нас вы требуете. Маня, из письма ты видишь, что я жив и здоров. Желаю тебе работать на благо Родины. Желаю Жене учиться отлично. Пусть напишет своей рукой, чему она научилась. Томе, Люде желаю здоровья и помогать маме. Ещё раз крепко целую всех вас. Остаюсь любящий тебя Ваня и дочерей - папа.».