Пояснительная записка
к проекту Решения Энгельсского городского Совета депутатов «Об отдельных полномочиях исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия местной администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли»
В настоящее время вопросы размещения нестационарных торговых объектов носят межотраслевой характер и комплексно урегулированы положениями Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации (далее - ГК РФ и ЗК РФ), нормами Федеральных законов от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон 381-ФЗ) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Размещение нестационарных торговых объектов в субъектах Российской Федерации осуществляется на различных правовых основаниях и условиях. При этом на федеральном уровне не установлено единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
Представленным проектом решения предлагается установить, что размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемых по результатам торгов. Также администрации Энгельсского муниципального района поручается разработать и утвердить порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ (письмо Минпромторга России от 23.03.2015 г. № ЕВ-5999/08 в субъекты РФ) рекомендовано предоставлять право на размещение нестационарных торговых объектов в случае наличия нескольких заявок на одно торговое место по результатам торгов.
В большинстве своем регламентация приобретения права аренды того или иного муниципального имущества определяется в общих нормативных правовых актах органов местного самоуправления, что впоследствии отражается в распорядительных актах органов местного самоуправления. Например, уже во многих городах право на размещение нестационарных торговых объектов осуществляется путем проведения аукциона:
- город Рязань - «Положение о порядке проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, являющегося временной конструкцией, и договора на размещение нестационарного торгового объекта, являющегося передвижным сооружением (утверждено Постановлением администрации города Рязани от 14.06.2011 года № 2505);
- город Северодвинск - «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Северодвинска» (утверждено Постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 24.05.2011 года № 192-па);
- город Пермь – «Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми» (утверждено Решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 года № 27);
- город Калининград – «Порядок организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов в г. Калининграде» (утвержден Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 07.04.2010 года № 82);
- город Саратов – «О порядке предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» (утвержден Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 марта 2017 г. № 523);
- город Брянск – «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» (утверждено Решением Брянским городским Советом народных депутатов от 27.06.2012 года № 803);
- город Ярославль – «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля» (утверждено Решением Муниципалитета г. Ярославля от 07.12.2015 года № 629)
Также необходимо отметить, что правительством РФ внесен проект федерального закона № 601732-7 "О внесении изменений в федеральный закон "об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации" и статью 28 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)".
Согласно данному проекту, мысль законотворца направлена именно на конкурентные способы получения права установления нестационарных торговых объектов (статья 10.3. Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на размещение).
Принятие проекта позволит разработать и определить порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области посредством проведения аукционов.
Разработка порядка решит следующие задачи:
- повышение качества и культуры предоставления услуг и обслуживания населения в сфере торговли;
- обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- оптимальная и эффективная организация торговой деятельности на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области;
- денежные средства от размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области являются доходами местного бюджета.
Необходимость внесения данного проекта возникла в целях обеспечения определенности в урегулировании вопросов размещения нестационарных торговых объектов, унифицирования правоприменительной практики в данной сфере правового регулирования, а также закрепление правовых гарантий для обеспечения равных конкурентных условий для участников соответствующих правоотношений.
Заместител главы
администрации Энгельсского
муниципального района по экономике
и управлению имуществом,
председателя комитета
по управлению имуществом О.В. Россошанская