Рубрику продолжает материал о ветеране Великой Отечественной войны Николае Евдокимовиче Зарькове.


5 мая 2020 года ветеран отметит 96 годовщину со дня рождения. Прошло 75 лет, как отгремела война, но она продолжает жить в его памяти. И в канун юбилея Победы участник боев на Курской Дуге часто просматривает отмеченный стрелками на карте путь продвижения и «огненный» котел отчаянной битвы.
«24 августа1942 года был призван из села Красный Яр. Мне исполнилось 18 лет. Прибыл на призывной пункт в Советский район. Потом военным эшелоном с новобранцами через станцию Урбах, с пересадкой на станции Саратов прибыли на станцию Инза Пензенской области, где формировалась для фронта маршевая рота 42-й горно-стрелковой бригады. В октябре 1942 года, в числе 11 добровольцев, меня направили в г. Ульяновск в пехотно-стрелковое училище для обучения на младшего командира, где за укороченный курс (5 месяцев) на 42-градусном морозе осваивал азы пехоты - испытал все тяготы солдатской службы. Учился быстро передвигаться, ползать по-пластунски, ориентироваться на пересеченной местности, владеть оружием. Одежда промерзала и покрывалась наледями, «гремела» при ходьбе и беге. Возвращались в училище строевым шагом 7 километров.
8 февраля 1943 года, досрочно по приказу, 1200 курсантов погрузили в военный эшелон для отправки на фронт. На станции Тамбов 600 подготовленных курсантов направили в Сталинград, 600 – на Курско– Белгородскую Дугу. Довезли до станции Валуйки Воронежской области. Вот тут и началась моя фронтовая жизнь.
От Валуйки до передовой линии 125 километров. Продвигались в основном ночью. Остановились в метрах 50 от реки Донец. Поступила команда: «Рыть ячейки, окопаться и ждать!». Немецкие рамы нас обнаружили и начали бомбить. Нашу с товарищем ячейку завалило деревом. Еле выбрались. Ползем - я чуть вперед, он за мной. Я его тороплю ползти быстрей, за нами охотился снайпер, а он молчит. Оглядываюсь, а его рядом нет. Ползу назад и вижу, что он ранен в ногу. Дотащил до перелеска. Мне снайпер попал в каску, в руку, в шинель. Лежу, вроде убитый. Минут 20 «одним глазом» наблюдаю за местом, откуда стрелял снайпер. Как сейчас помню: 4 апреля, земля была холодная, сильно замерз. А потом как хватанул и бежать. А снайпер, гад, попал в ногу, в ботинок и в подошву. Это было мое первое боевое крещение.
Добрался до села, в медсанбате сделали перевязку и направили на лечение в госпиталь в г. Бобровск. В апреле 1943 года был зачислен пулеметчиком в 295 полк 81 гвардейской дивизии. Направление – Курская Дуга. Гитлеровцы предприняли последнюю попытку переломить ход войны в свою пользу. Они организовали мощное наступление на Курской Дуге, планируя окружить советские войска, после чего вновь наступать на Москву.
Стойкость, отвага и мужество наших войск остановило продвижение фашистов, создав упорное сопротивление. Мы оказались в пекле боев в районе городов Белгород и Щебекино. Я был пулеметчиком. С пулеметом Дегтярева и тремя дисками вступил в продолжительный бой. Сплошная линия огня, взрывы, артатаки, «стенка на стенку» вплотную шли солдаты с двух сторон, всюду убитые, осколочный «дождь». Бой с врагом лицом к лицу. Немцы в упор стреляли, не целясь. У меня кончились патроны. В перелеске встретил старшину, он дал 10 патронов.
К нам присоединился солдат – «казаченок», нас стало трое. Мы прошли до леса и встретили группу немцев - их было пятеро. «Ком, ком!» - с насмешкой подзывали нас. Не долго думая, мы кинулись в рукопашную. Я одного проткнул штыком винтовки, разворачиваюсь, и в это время рядом одна за другой разрываются две гранаты! Меня всего окатило градом осколков. Все трое были ранены. Немцы были убиты.
Весь в крови я стал добираться по траншее ползком по убитым телам солдат и немцев. Ползу, беру автомат – патронов нет, беру пулемет – патронов тоже нет. Слышу слабый голос: «Пристрели, браток». «Нечем!» - и тут решительно пополз дальше в сторону своих, чтобы сообщить о раненых и добраться до перевязочного пункта. На нашей полосе встретил капитана, он направил меня на медпост, в овражке. Сестра сделала перевязку и предупредила: «Овраг заминирован противотанковыми минами». Дошел до посадок, потом до следующего перевязочного пункта, где меня перевязали и предложили подождать машину с ранеными для отправки в госпиталь. Отказавшись, пошел посадками пешком. Смотрю, летает немецкая рама, стреляет крупнокалиберными снарядами. Выхожу из посадок и вижу - машина вдребезги, месиво из разорванных тел. Я прибавил шагу, оставалось 3 км пути до деревни.
Госпиталь располагался в здании сельской школы. Там сделали перевязку и отправили в госпиталь в г. Бобруйск. Госпиталь располагался в церкви. «Не иначе, заговоренный, был в самом пекле, весь окровавленный, а выжил», - между собой говорили медики. Осколки, которые торчали из тела, вытащили, а остальные не стали трогать. Потом направили в госпиталь в г. Бобров Воронежской области, затем - в г. Тамбов. Прооперировали. Из 21 осколка, в теле осталось «на память» - 3. Пролежал в госпитале 3,5 месяца. В августе 1943 года, не закончив лечение, дал согласие на учебу в Стрелково – минометном училище г. Моршанска Тамбовской области. В сентябре 1945 года в звании младшего лейтенанта командира минометного взвода был направлен в группу советских войск в Германию - в г. Лейпциг в 20 км от Берлина. Война завершалась. Попал в штаб дивизии по демобилизации солдат, офицеров, комсостава и отправке домой. 14 сентября 1946 года закончился срок моей службы, и я вернулся к мирной профессии - ветеринарной службе в г. Энгельсе», - рассказывает о своём фронтовом пути ветеран.

Николай Евдокимович на вопрос о самом ярком воспоминании с фронта отвечает:
«Лица, когда шли в рукопашную, кто кого убьет первым, застывшие лица убитых, стон полуживых солдат. Кровавое месиво из людей. Я сейчас не знаю, как я остался живым. Иногда снится, что я ползу, ползу по трупам. Мне думается, что война - это всегда несправедлива, жить хочется. Правда о войне должна быть услышана всеми живущими на Земле. Мы не хотим новой войны. И об этом должно знать подрастающее поколение».

Николай Евдокимович Зарьков награждён Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За победу над Германией», медалью Жукова, имеет 12 юбилейных медалей.

IMG 2148 IMG 2154 IMG 1961 IMG 3276