2020 год дпя ветерана войны Махмуда Алиевича вдвойне юбилейный. 9 мая со всеми вместе отпразднует 75-ю годовщину Великой Победы, а 14 мая достойно отметит 95 летие со дня рождения.

Встреча с ветераном состоялась в его доме, дочь Нурия хлопотала по хоэяйству, с прогулки вернулись правнуки. Ветеран в парадной одежде выглядел помолодевшим, бодрым и был готовым к предстоящему разговору. При воспоминании о войне Махмуд Алиевич сразу произнес известные строчки популярной песни: «…Мы вели машины, объезжая мины, по путям - дорогам фронтовым…Эх, путь – дорога …». Вот что он рассказал.
«Я исколесил не одну сотню километров по фронтовым дорогам со смертоносным грузом за спиной к передовой линии фронта, не выпуская баранку из рук, по несколько суток, под непрерывным огнем и бомбежками. Мог бы я подумать, что в свои 18 лет мне придется испытать ужасы войны, не струсить, а закалиться и стать по-настоящему бесстрашным специалистом колесных машин – так именовалась военная специальность, а должность – шофер. Война не терпит трусов. В этом я убедился, будучи в суровых условиях военного времени».
Махмуд Алиевич продолжал вспоминать свой фронтовой путь от повестки в военкомат и до Победы.
«Из военкомата 8 юношей направили в учебку в Ульяновскую область. От станции Борыш шли 25 км пешком до села Измайловка. С февраля 1943 года стал курсантом 27 автомобильного полка. За 5 месяцев закончил полный курс обучения, сдал экзамены, получил права. Нас повезли в Москву. С июня 1943 года началась военная служба в гараже штаба 1-го Прибалтийского фронта. Мы сразу погрузили снаряды на полуторки и поехали на Запад. Проехали Ржев, повернули влево, остановились, поступила команда: «Быстро разгружаться и в лес!». Мы едва успели загнать машины на окраину леса, как началась бомбежка. Немецкий разведчик сообщил о колонне машин. Бомбили лес. Стемнело. Нам повезло вернуться в Москву без потерь. На заводе получили машины ЗИС-5, на станции срочно загрузились снарядами и поехали в сторону Смоленска. Не доезжая до Смоленска, мы повернули к деревне, где стояли новые иномарки. Срочно выдали белую краску и кисти для нанесения на борта машин белых опознавательных знаков (кругов и квадратов) для движения в ночное время. Наклеили номера. По белым знакам колонна машин ездила в ночное время, днем – маскировка и ремонт. Получили приказ – направление на Витебск Белорусской ССР. На станции погрузили снаряды, поехали на передовую линию. Пушки стояли в нескольких метрах. Ночью разгрузились. На рассвете началась пальба, свист снарядов. Быстро ушли. И снова погрузка и доставка на передовую по направлению движения фронта. Помню эпизоды в Литовской ССР: 1-й Прибалтийский фронт, командующий Баграмян, армия идет на Шауляй, мы с боеприпасами следом.
Колонна машин прошла Вильнюс, подошла к Шауляю. Шёл бой. Часть снарядов успели разгрузить. В Шауляй прорвались немецкие танки. Команда: «Быстро в лес!». Едем, нас бомбят, воронки, ямы, держим предельную скорость. Немцы прицельно стреляют по машинам, отделались «малой кровью», осколками в шинах. Ушли. Сменили шины и снова на погрузку снарядов. На передовой в Литве шли наступательные бои наших войск. Подъехали ночью, скинули снаряды, развернулись, чтобы уехать, получили приказ: «В 3-х км от линии фронта – госпиталь, нужно забрать раненых». Светало. Подъехали, погрузили раненых. Нас засекли немецкие разведчики. Только собрались уезжать, и тут снаряд попал в госпиталь. Вот где начался ужас! Тент завалился и загорелся, крики, стон, пламя, земля горит, тела убитых. Загруженные ранеными, скорей отъехали. Ехали по дороге, а нас «пасли» немецкие самолеты. Поступила команда ехать лесом. Некоторые водители успели поменять колеса и снова в дорогу. Довезли раненых до другого госпиталя, направились на погрузку. По условиям военного времени машины не должны были делать пустые рейсы. Проехали 50 метров от линии фронта «на подфарниках», заметили, что немецкий самолет прорвался в тыл, идет прямо на нас и рассеивает пули. Я не успел ничего подумать, как раздался свист снаряда, летящего на машину. Я пригнулся, меня осыпало мелкими осколками… Не знаю, я живой или нет… Открываю глаза, передо мной на лобовом стекле огромная дыра, снаряд прошел навылет, в кабине мелкое стекло. Колонна из 12 машин двинулась в часть. Заменил лобовое стекло и снова выполнять задачу – доставлять фронту снаряды, продукты: консервы, сухари, сахар, курево. Фронт с боями приближался к Кенигсбергу. Колонну машин с грузом направили в Клайпеду Литовской ССР. От Клайпеды переправились на Куршскую косу. Эта коса тянется вдоль Балтийского моря на 120 км до Калининграда. Там - прорыв. Переправлялись долго, по одной машине. Прибыли, разгрузились и назад… «Шли мы дни и ночи, трудно было очень, но баранку не бросал шофер», - вздохнув, процитировал известные строки фронтовой песни ветеран войны Махмуд Алиевич.
Видно было, что непросто было вспоминать фронтовые эпизоды, их было много, и все они связаны с опасностью, невыносимым напряжением без сна и отдыха, бесконечной фронтовой дорогой и судьбой шофера на войне. Судьба действительно есть, она у всех разная. Кто был на войне, тот знает и верит в судьбу.
- Где Вы встретили Победу?
- В степи, между хуторами на Литовской территории. Стемнело. Решили поспать, а потом двинуться в часть. Слышим стрельбу. Что такое, неужели фронт? Двое сели в машину и помчались в деревню… Всюду стрельба… Война кончилась! Я с радостью выпустил из автомата две полных обоймы - 72 патрона. Кончилась война. Победу встретил на Литовской дороге.
- Какая шоферская судьба?
- Шоферская судьба тяжелая. Нас учили водить полуторки, потом мы пересели на американские машины с двумя ведущими мостами и лебедкой. Они нас выручали. В непролазную грязь, если кто-то застрял, цепляли лебедку, включали 1-ю скорость… и вперед. Страшно было у передовой в нескольких метрах. Сплошной огонь. Стрельба из всех орудий. Свист снарядов. Гул взрывов. Ужас охватывал сначала, а потом привыкли. Война – это страшно. Один молодой шофёр испугался, бросил машину со снарядами и убежал. Потом опомнился, но было поздно, по приказу на войне – расстрел. И только по нашей просьбе и командира роты его отправили в штрафную роту. Как сложилась у него судьба не знаю. Первое время к нам, молодым, подсаживали «старичков» с фронтовым опытом, помогая освоиться в боевой обстановке. В действующей армии 53-го отдельного автополка 1-го Прибалтийского фронта я прослужил до 9 мая 1945 года. Командующий корпусом, генерал-лейтенант Архип Иванович забрал меня к себе в штаб, но прежде предложил: «Сынок, давай в отпуск домой на 10 дней за хорошую службу». Я побывал дома. Отец прошел войну от и до, был артиллеристом-наводчиком на Украинском фронте, имел два ранения. После отпуска при штабе служил до июня 1946 года, а с июня 1946 года по апрель 1948 года продолжил службу в Управлении 2-го гвардейского стрелкового корпуса. Уволен в запас в апреле 1948 года.
-Что бы Вы сказали молодежи?
- Нам не нужна война. Нужен мир. Молодежь должна знать правду о войне. Обязательно нужно служить в армии. Изучать современное положение в мире. Осваивать азы военной техники. Надо стать человеком своей страны. Надо верить в нашу Победу.
Азизов Махмуд Алиевич имеет награды: Орден Отечественной войны 2-й степени, Медаль «За победу над Германией». Является ветераном труда.

IMG 5963 IMG 5999



Материал подготовила Тамара Минаева